НАРК: В развитии Национальной системы квалификаций будут учтены положения майского указа Президента России
8 июня в Национальном агентстве развития квалификаций состоялось заседание Экспертного совета по среднему профессиональному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке. Участники обсудили направления развития Национальной системы квалификаций в контексте выполнения основных положений Указа Президента России от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В новом майском Указе Президента России поставлены задачи, имеющие прямое отношение к развитию Национальной системы квалификаций.
Например, говорится о необходимости «модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ».
При выполнении этой задачи важно учитывать, что в модернизации профессионального образования должны принимать активное участие работодатели, напомнил Александр Лейбович, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (Национального агентства). Необходимо укреплять связи профессионального образования с рынком труда, совершенствовать систему управления персоналом в компаниях на основе Национальной системы квалификаций. Эти вопросы уже рассматривались Экспертным советом, есть предложения о возможных изменениях в нормативно-правовом регулировании.
Ключевым механизмом участия работодателей в оценке качества подготовки кадров по программам профессионального образования является профессионально-общественная аккредитация, напомнила первый заместитель генерального директора Национального агентства Юлия Смирнова. Однако на сегодняшний день из 100 организаций, проводящих такую аккредитацию, лишь 24 соответствуют требованиям закона «Об образовании в Российской Федерации». Профессионально-общественная аккредитация должна проводиться на соответствие образовательных программ профессиональным стандартам, и ее необходимо совершенствовать.
Заместитель генерального директора Национального агентства Алла Факторович рассказала участникам заседания об эксперименте по совмещению государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации выпускников профессиональных колледжей. Этот эксперимент Национальное агентство проводит в нескольких субъектах Федерации совместно с советами по профессиональным квалификациям. Независимая оценка квалификаций повышает конкурентоспособность молодежи на рынке труда, хотя, как показал эксперимент, ее удается пройти далеко не всем выпускникам.
Майский указ Президента России определил необходимость «формирования системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими».
Как отметил Александр Лейбович, формирование такой системы осложняется тем, что профессиональные стандарты внедряются слишком долго, хотя образовательные организации обладают необходимыми компетенциями, чтобы оперативно учесть их требования в своих образовательных программах. «Нужно создать ситуацию, чтобы с момента утверждения профессионального стандарта до начала его практического использования проходило не менее года. Еще лучше – чтобы он начинал работать сразу после утверждения», - считает главаНационального агентства.
«Под данным социологических опросов, лишь 15 процентов специалистов по управлению персоналом компаний знают о Национальной системе квалификаций и о профессиональных стандартах. Это означает, что специалистов никто этому не обучал, и их компетенциям нужно уделять больше внимания», - напомнил Александр Лейбович. Он также предложил дать право каждому гражданину России хотя бы один раз в жизни или один раз за 5-10 лет бесплатно сдавать квалификационный экзамен.
Еще одна задача, поставленная в указе, - «формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста».
По мнению Александра Лейбовича, при выполнении этой задачи необходимо учитывать, что высокие результаты профессиональных конкурсов далеко не всегда удается использовать как аргумент для получения или подтверждения квалификации. Поэтому необходимо совершенствовать нормативно-правовое регулирование, чтобы достижения победителей и призеров авторитетных конкурсов признавались работодателями. Аналогичная система создана в системе образования, когда результаты Всероссийской олимпиады школьников и перечневых олимпиад признаются всеми вузами страны. А в профессиональном образовании даже конкурсы Вордскилз не предусматривают никаких правовых последствий для победителей.
В майском указе также говорится о необходимости совершенствования и развития предметной области «Технология» в общем образовании.
Эта область интересна тем, что дает детям первоначальные практические навыки по тем или иным прикладным профессиям, применяемые на производстве, и еще в Советском Союзе по достижении 14 лет школьники имели право выходить на рынок труда, работать и получать за это деньги, напомнил Александр Лейбович. По его мнению, при совершенствовании предметной области «Технология» необходимо учитывать этот аспект.
Члены Экспертного совета по среднему профессиональному образованию при Комитете Государственной думы по образованию и науке и другие эксперты обсудили актуальные вопросы развития Национальной системы квалификаций. В заседании, в частности, приняли участие депутат Государственной Думы Любовь Духанина, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Демин, проректор МГТУ имени Баумана Сергей Коршунов, представители советов по профессиональным квалификациям.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.