Совет по профессиональным квалификациям
в области Информационных технологий

НАРК: В Нацсовете обсудили интеграцию образовательных программ и НСК

11.09.2023

6 сентября в Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям состоялось совещание по вопросам перехода
к новой модели высшего образования и использования механизмов Национальной системы квалификаций в системе высшего образования. Встреча проведена по инициативе министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова.

Открывая совещание, председатель Национального совета Александр Шохин обратил внимание участников, что в поручениях Президента России Федеральному собранию от февраля 2023 года подчеркивается необходимость тесного взаимодействия системы образования и работодателей в целях обеспечения соответствия содержания образовательных программ требованиям рынка труда.

В числе механизмов, связывающих систему образования и интересы работодателей, А. Шохин назвал дуальное обучение, а также стажировки и практики в компаниях – лидерах рынка. Председатель Нацсовета также отметил динамику пилотного проекта по совмещению государственной итоговой аттестации с независимой оценкой квалификации и необходимость развития системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков рассказал о реформировании системы высшего образования, которое идет в настоящее время. Существует выраженный запрос на обновление системы инженерного образования с учетом быстро меняющейся экономики.

«Профстандарты и профквалификации представляют собой четкое структурированное описание знаний и умений, которые на выходе получает выпускник образовательной программы. Их использование позволяет эффективно соотносить содержание образовательных программ различного уровня», – подчеркнул в своем выступлении генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин. Кроме того, гармонизация образовательных программ на основе профстандартов должна в перспективе позволить выпускникам колледжей и техникумов в упрощенном порядке поступать по тождественным специальностям на второй или третий курс университетов, как это уже происходит для студентов колледжей, прямо входящих в структуру соответствующих вузов.

В этой связи востребованным может стать распространение практики выделения в Национальной системе квалификации отдельных подуровней, в первую очередь - по 6 и 7 уровням квалификации.

В своем выступлении Шадрин также рассказал о промежуточных итогах пилотного проекта совмещения государственной итоговой аттестации с независимой оценкой квалификации (ГИА-НОК). Проведение единого экзамена является эффективным инструментом независимого «контроля качества» результатов подготовки выпускников.
Директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России Марина Маслова рассказала о подготовке министерством предложений по совершенствованию системы профстандартов в контексте перехода к новой модели уровней высшего образования, совершенствованию процесса их разработки с применением современных цифровых технологий, актуализации общероссийского классификатора занятий и др.

Участники совещания приняли решение о проведении дискуссий об использовании механизмов Национальной системы квалификаций в системе высшего образования на регулярной основе.


Возврат к списку