Совет по профессиональным квалификациям
в области Информационных технологий

НАРК: Требования цифровой экономики должны учитываться в профессиональных стандартах

06.06.2019

В Московском государственном техническом университете (МГТУ) имени Н.Э. Баумана состоялось заседание рабочей группы по цифровой экономике Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.
В мероприятии приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, работодателей, Советов по профессиональным квалификациям (СПК), профсоюзов, образовательных и общественных организаций. Вел заседание председатель рабочей группы, ректор МГТУ имени Н.Э. Баумана Анатолий Александров.
Как подчеркнул заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Всеволод Вуколов, цифровизация экономики - это не самоцель, а инструмент развития, инструмент обслуживания интересов граждан. Развитие цифровых технологий необходимо учитывать при разработке и актуализации требований к работникам – профессиональных стандартов, оценочных средств для профессиональных экзаменов. Это имеет отношение к широкому кругу работников, а не только к тем, кто занят на цифровых производствах.
Анатолий Александров пояснил, что каждый современный рабочий должен уметь прочитать чертеж в электронном виде. Если он не умеет пользоваться цифровым инструментом, то его квалификация недостаточна. Профессионально непригоден и инженер, не владеющий основными пакетами компьютерных программ - с листами бумаги инженеры уже не работают. По мнению ректора, для доработки профессиональных стандартов с учетом требований цифровой экономики необходима серьезная методическая поддержка.
Представители СПК рассказали о практиках учета требований цифровой экономики в профессиональных стандартах.
Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (АНО НАРК) Александр Лейбович предложил сформировать общие методические подходы к отражению в профстандартах цифровых компетенций различного уровня (специализированных, расширенных и т.д.), осуществляя эту работу параллельно с формированием базовой модели цифровых компетенций, которая станет не конкретным методическим инструментом, а базой знаний. Цифровые инструменты и свободный обмен данными могут существенно улучшить характеристики Национальной системы квалификаций (НСК).
Алексей Перевертайло, руководитель Департамента систем оценки квалификаций АНО НАРК, рассказал о цифровых ресурсах НСК, которые уже созданы или формируются как непосредственно Агентством, так и СПК, учебно-методическими объединениями, образовательными организациями и бизнес-структурами.
Для устранения дублирования при формировании данных и обеспечения свободного обмена данными в автоматическом режиме между разными информационными системами нужен механизм координации. Это будет способствовать созданию единой цифровой платформы НСК, которая будет содержать удобные сервисы не только для организаторов системы, но и для конечных пользователей – работодателей, граждан, госорганов.
Уже сегодня у основных бизнес-процессов, которые ведут СПК, есть единый информационный ресурс – система личных кабинетов, напомнил Александр Лейбович. Однако более полное взаимодействие ресурсов осложнено тем, что разные ведомства работают в разных стандартах с одними и теми же данными.
По мнению Всеволода Вуколова, решать эти вопросы должно Национальное агентство развития квалификаций в плотном контакте с СПК и другими пользователями.


Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) – базовая организация Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, оператор системы Независимой оценки квалификаций; обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.


Возврат к списку